Школьная служба медиации


ЦЕЛЬ:
Обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной помощью, профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.

ЗАДАЧИ:
▪ Создание информационного поля о восстановительных технологиях и реализации программ в школе.
▪ Реализация восстановительных программ в работе с участниками школьных конфликтов.
▪ Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство лично значимости.

Принципы деятельности службы:
▪ Принцип добровольности, предполагающий добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительно программе.
▪ Принцип согласия сторон, вовлеченных в примирительную программу. Основанием для начала работы может быть письменное заявление учителя, родителей или учащихся школы.
▪ Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программы сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
▪ Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности ил невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Школьная служба примирения как команда взрослых и обучающихся стремится:
▪ При конфликте перевести общение в русло конструктивной коммуникации (рационального, разумного общения).
▪ Реализовать совместную деятельность (детей и взрослых) по улучшению школы как элемент самоуправления, перестраивающей существующий тип управления.
▪ Включить подростков во взрослую деятельность: участие в значимом для образования Росси инновационном проекте.
▪ Строить процесс воспитания на основе коммуникации и взаимопонимания, обращаться к таким ценностям как справедливость и ответственность.
▪ Дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека исходя из личностных, а не ролевых отношений, разрешить ситуацию конструктивным способом.
▪ Снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Восстановительная медиация - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных ил криминальных ситуаций.

Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, осуществляется н основании обращения учащихся, родителей или педагога (личного обращения к медиаторам или через почту).

Нормативно-правовое обеспечение деятельности службы

1) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, принятая Указом Президент РФ № 761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительном правосудию и службам примирения:
▪ приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
▪ развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
▪ организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений образовательном учреждении;
▪ внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, ответственности и т.д. В статье №45 "Защита прав обучающихся, родителей (законны представителей) несовершеннолетних обучающихся" указывается, что в организации, осуществляющее образовательную деятельность, создается "Комиссия по урегулированию споров между участников образовательных отношений".

3) Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирований споров с участием посредников (процедуре медиации)" регулирует отношения, связанные применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений.

4) В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: "Личностные результаты должны отражать готовность
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели сотрудничать для их достижения; (...) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты".

5) Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования, устанавливает необходимое для педагога умение "владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения".

6) РЕКОМЕНДАЦИИ по организации служб школьной медиации в образовательных организациях от 18.11.2013 указывают, что в "образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации".

Локальные акты Школы